ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (3). Современный портрет.

Продолжение.
Мы остановились в прошлый раз на разговоре о современных российских художниках, многие из которых, в разное время и по разным причинам покинули СССР. Хорошо известен сегодня в мире русско-американский художник и скульптор, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения», полученным в СССР в период застоя, большую часть жизни живущий заграницей - Михаил Шемякин (1943).
Collapse )

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (2). Современный портрет.

Продолжение.
После разговора в предыдущей части о мрачном творчестве Г.Р.Гигера особенно приятно окунуться в яркий, радостный мир американского неоэкспрессиониста, у кинорежиссера и художника еврейского происхождения Джулиана Шнабеля (1951).

Collapse )

ТЁМНЫЕ МИРЫ Ганса Рудольфа Гигера. Видеофильм..

Для более полного представления о творчестве швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, представителя фантастического реализма и основателя направления "биомеханическое искусство", предлагаю подготовленный мной короткий видеофильм, в сопровождении
 психоделической музыки. Ролик состоит из 70 репродукций, время показа - 6 минут.

ТЁМНЫЕ МИРЫ Ганса Рудольфа Гигера. (Часть 2).

Продолжение.
Особое отношение у Гигера и к изображению сексуальных сцен, в которых задействованы его уродливые монстры, опутывающие великолепные формы стройных женских тел и проникающие во все их укромные места.

Collapse )


ТЕМНЫЕ МИРЫ Ганса Рудольфа Гигера (Часть 1).

"Неустанно рисовать смерть, чтобы 

в конце концов перестать о ней думать. 

(Здислав Бексиньский)

О творчестве швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера (1940-2014), потрясающем воображение, пугающем, отталкивающем и одновременно притягивающем, я почти ничего не знала, так как не люблю научную (или псевдонаучную) фантастику, фильмы ужасов и поэтому не смотрела фильма «Чужой», получившего Оскара и принесшего известность художнику. Но теперь я «знаю» как выглядит Мордор и его «жители», что ждет нашу Землю в случае нашествия «чужих» и как выглядит смерть. 

Collapse )

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (1). Современный портрет.

"Портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив.
Но, если рассматривать все актуальные практики сегодня,
и если есть некие живые
проявления портретного жанра,
то это скорее жизнь после смерти." 
Марат Гельман.
Заканчивая тему живописного портрета, я перехожу к самому трудному для меня периоду, так как только пытаюсь научиться пониманию современной живописи, далеко не все мне нравится, далеко не все я воспринимаю, но я стараюсь разобраться, не отвергая, не критикуя, а только изучая, о чем прошу и тех, кто будет это читать и смотреть. В конце ХХ века в период позднего постмодернизма отношение художников и зрителей к портрету сильно поменялось. Мало кто требует сегодня от портрета сходства с оригиналом, зритель воспринимает любое изображение «как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее» (М.Гельман).

Collapse )

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (2). Русский портрет. ХХ век.

«Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть...»
Микеланджело Буонаротти (перевод Ф.Тютчева)
В предыдущей части мы говорили о русских художниках 20 века, работавших в Советской России, но так или иначе, в той или иной степени не принявших новую власть, ушедших во внутреннюю эмиграцию или уехавших из страны. Но впереди еще были годы репрессий, "Сахаровский центр" составил список, тех, кто был арестован и расстрелян, или томился в лагерях, но выжил. В этом списке художников и искусствоведов 401 человек. (https://www.sakharov-center.ru/asfcd/khudozhniki/) К концу двадцатых годов эпоха Серебряного века закончилась, продолжился же век насаждением соцреализма, который становится единственным доступным направлением в искусстве. Правда, надо сказать, что «вырос» он из авангардизма, от которого много взял и борьба с которым для соцреализма была священным и обязательным занятием. Назвать соцреализм живописным «стилем» трудно, можно говорить о нем как об историческом и национальном направлении в искусстве, в котором сосуществовали одновременно разные стили. Основная задача нового направления искусства была сформулирована так: отображение героики революционной борьбы и ее деятелей, трудовых подвигов советского народа.
Collapse )

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (1). Русский портрет. ХХ век.

Передо мной стоит трудная задача: в небольшом обзоре рассказать о творчестве большого количества художников, работавших в 20 веке в жанре портрета. Начался этот век блестяще: недаром период с 1900 по 1930 назван «Серебряным веком», родившим такие направления в русской живописи, как авангард (Анненков, Фешин, Серебрякова), модерн ( Грабарь, Бенуа, Нестеров), супрематизм (Малевич, Суетин, Родченко), символизм (М. Врубель, Бopиcoв-Mycaтoв). О некоторых из упомянутых художников я уже писала, о некоторых напомню дальше…
В начале ХХ века еще продолжал успешно работать великий Нестеров Михаил (1862-1942).

Collapse )










ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 15 (2) Русский портрет. Конец XIX - начало XX.

Портрет рубежа столетий многообразен по своим формам, стилистическим особенностям, средствам выражения, но общим является воздействие на портретную живопись пленэра – модель и окружающая среда связываются светом, воздухом и единым настроением, все это работает на передачу естественности и динамичности изображения, выявлению индивидуальной неповторимости и внутреннего состояния человека. Другими словами, в русскую портретную живопись сначала робко, но потом все активнее приходит импрессионизм, опирающийся на достижения предшествовавшего искусства, о котором мы говорили в предыдущих статьях.

Collapse )

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 15. Русский портрет. XIX век. (1).

«Верить можно только тем портретам,
На которых почти не видно модели,
Зато очень хорошо виден Художник.»
   Оскар Уайльд.
Первая половина 19 века в жизни русского общества была драматической вначале, но и романтической позже. События войны 1812 года, поражения русской армии и захват территорий Наполеоном в начале века, победоносное шествие по Европе и всплеск национального самосознания стали основой для последующего зарождения и становления интереса к познанию конкретного человека в важные для него моменты жизни, к его внутреннему миру и переживаниям. Немного раньше эти тенденции проявились в Европе и породили искусство романтизма, который в России приобрел свою особенность: в начале века он был героическим, связанным с интересом к национальной культуре и истории, к отечественным талантам.  А это привело к выдающимся достижениям в портретной живописи, которая непосредственно связывала художника и с обществом, и с выдающимися современниками.
Одним из самых известных художников-портретистов того времени был Орест Кипренский (1782-1836), в искусстве которого даже одного периода отразились как черты классицизма, так и романтизма.
Collapse )