?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ВСЕ ПОДСОЛНУХИ ВАН ГОГА.
vanatik05
"Насколько богато искусство; если кто-то может вспомнить только то, что видел, он никогда не лишен пищи для размышлений…, никогда не одинок."
(Винсент Ван Гог – Тео, Laeken, 15 ноября 1878 г.)
Всего Ван Гогом было написано 11 картин, на которых изображены подсолнухи. Д-р Ян Халскер, один из ведущих ученых, занимавшихся творчеством Винсента Ван Гога, предполагает, что серия подсолнухов «возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделала его известным во всем мире. Они часто являются единственными работами, с которыми он отождествляется». (http://www.vggallery.com/misc/sunflowers.htm)
«Возможно, вы знаете, что пион принадлежит Жаннену (Georges Jeannin, 1841-1925), мальва принадлежит Куосту (Ernest Quost, 1839-1864), но подсолнух - это мое». – Ван Гог в письме Тео, 22-23 января 1889.
Четыре картины из 11 написаны в Париже в августе-сентябре 1987 года.



«Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.» (Марина Аграновская.»Подсолнухи Ван Гога»).





Хотя эти четыре работы резко отличаются от серии «Арльский подсолнух», они, тем не менее, отражают выдающееся достижение в эволюции Винсента как художника. Винсент, как ни странно, не любил Париж:
«Когда я увидел Париж в первый раз, меня охватила тоска, такая навязчивая и неистребимая, как больничный запах. От этой тоски я так и не избавился», - писал он сестре. Ван Гог изображает Париж и его окрестности пустынными, словно красивый футляр без содержимого. «Вообще Париж Ван Гога неправдоподобно безлюден, хотя и светел…. Париж Baн Гога оказался пустым. Пожалуй, лишь одна заметная фигура часто появляется: неловкого, расставившего ноги и как бы находящегося в нерешительности человека, явно «пришедшего издалека» (Н.А.Дмитриева. "Человек и художник" - монография о Винсенте Ван Гоге). И эти настроения, неприятие миром парижских художников странного, замкнутого чужака, отчужденность, неуверенность, бедность – все это отражено в его 4 «парижских подсолнухах».


В 1888 году Ван Гог поселился на юге Франции, в Арле, где он хотел создать небольшую творческую мастерскую-объединение, где могли бы работать непризнанные официально и художественным сообществом новаторы, своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». Он был полон надежд и энтузиазма, пишет серии цветущих весенних садов и разводных мостов, ждет приезда Гогена и готовит ему одну из 4 комнат в «желтом домике», которую хочет украсить картинами, изображающими его любимые подсолнухи.


Это было в конце августа 1888 года, Винсент написал Тео, сообщая ему о своих успехах: «В конце этой недели у меня будут четыре картины, и даже если я добавлю цену всех красок, которые израсходованы, неделя не будет потрачена впустую. Я вставал очень рано каждый день, я ужинал и хорошо питался, я мог усердно работать, не чувствуя себя слабым».







Это был период ярко мажорного звучания, в это время Ван Гог, окончательно отойдя от импрессионистских методов, утверждается в экспрессивном языке, позволяющем «наиболее полно выразить себя». «Я ведь пишу большие подсолнечники. Если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно - целая симфония желтого и синего. Я уже несколько дней работаю над ними рано поутру: цветы быстро вянут, и все надо успеть схватить за один присест..." – пишет он брату Тео. Но встреча с Гогеном, которую он так ждал, принесла ему горькое разочарование, ввергла в тяжелую депрессию, от которой он так и не оправился. «Я чувствую желание обновить себя и попытаться извиниться за то, что мои картины, в конце концов, почти крик тоски, хотя в деревенском подсолнухе они могут символизировать благодарность.» (Письмо сестре Вил. 20. 02. 1890).



Заканчивая тему «подсолнухов» Ван Гога, хочу привести слова Ж.Альбера Орье, французского поэта, искусствоведа и художника: «Картины Ван Гога несут на себе печать осознанного стремления постигнуть и раскрыть характер, печать неутолимой жажды выразить сущность изображаемого, печать глубокой, почти детски-наивной любви к природе и истине. Этот сильный, правдивый художник с горячей душой - вкусит ли он когда-нибудь радость признания среди широкой публики? Едва ли. С точки зрения нынешнего буржуа Ван Гог слишком прост и в то же время слишком тонок. Он никогда не будет понят до конца». http://www.vggallery.com/misc/archives/aurier.htm)
Так ли это, понимаем ли мы в 21 веке творчество Ван Гога «до конца»? Вряд ли…