?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 18. Подведение итогов.
vanatik05
«Всякий портрет, написанный с любовью, —
это, в сущности, портрет самого художника,
а не того, кто ему позировал.»
                                           Оскар Уайльд
«Законов у искусства все еще нет, даже
когда кажется, что все ходы записаны.»
                                           Алиса Таежная
Вот и закончен цикл постов, посвященный живописному портрету в разные эпохи и в разных стилях. Пора подвести итоги. В конце каждого упомянутого периода будут указаны ссылки на Livejournal (Живой журнал), в котором можно прочитать мои посты к этому периоду. "Пробежимся" по истории портрета в живописи.
Зародившись в глу­бо­кой древ­но­сти, портрет дос­тиг вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия в искусстве Древ­не­го Вос­то­ка, осо­бен­но в древнеегипетской скульп­ту­ре и жи­во­пи­си, где портреты тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись и в за­упо­кой­ном куль­те.

Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, а наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма портретов - кти­тор­ский в Ви­зан­тии и до­на­тор­ский в Западной Ев­ро­пе. Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики, постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, и даже изображать их.


Под влия­ни­ем ни­дерландского искусства раз­ви­ва­ет­ся жи­во­пис­ный стан­ко­вый портрет. Период Раннего Возрождения имеет решающее значение для развития портретной живописи. Для ев­ропейского портрета XV века уже ха­рак­тер­на дос­то­вер­ная и ней­траль­ная пе­ре­да­ча ин­ди­ви­ду­аль­ной внеш­но­сти.
https://vanatik05.livejournal.com/24932.html- 1 -Возникновение портрета и Проторенессанс
Итальянские мас­те­ра Вы­со­ко­го и Позд­не­го Возрождения стремятся уже открыть внутренний мир че­ло­ве­ка, раз­но­об­ра­зие его пси­хо­ло­гических со­стоя­ний. Портрет в ев­ропейском искусстве ус­лож­ня­ет­ся, появляется портретный жанр как таковой, а на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество, де­таль­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ар­хитектурные, ин­терь­ер­ные и пей­заж­ные фо­ны, для ха­рак­те­ри­сти­ки изображаемого человека ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ак­сес­суа­ры и ат­ри­бу­ты.


https://vanatik05.livejournal.com/25167.html -2 - Высокое Возрождение
https://vanatik05.livejournal.com/25480.html  - 3 - Позднее Возрождение
В искусстве Северного Возрождения утрачивается интерес к религиозной живописи, расцветает пейзажная и портретная, развивается бытовой жанр, интерес к жизни простых людей, стремление к строгости и простоте. В каждом многофигурном произведении Питера Брейгеля Старшего, например, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны.

https://vanatik05.livejournal.com/25780.html  - 4- Северное Возрождение.
В эпоху барокко создается уже сложная структура портрета и его виды: па­рад­ный, ка­мер­ный и ин­тим­ный портрет, объ­ек­та­ми их часто выступают го­ро­жа­не, появляются и становятся популярными семейный и групповой портреты.
Восприятие портрета становится все более динамичным, благодаря разным выражениям лиц, жестам, улыбкам, проявлениям радости, гнева или сосредоточенности.
https://vanatik05.livejournal.com/26043.html   - 5 Барокко.
Эпо­ха ро­ко­ко ши­ро­ко до­пол­ня­ет портрет ак­сес­суа­ра­ми, пей­заж­ны­ми фо­на­ми, ус­лож­ня­ющими струк­ту­ру изо­бра­же­ния. И если барокко — искусство в своем истоке религиозное, рококо — сугубо светское, чуждое как серьёзности, так и подлинной страсти, ему присущи изысканность, утонченность, декоративность и театральность.

https://vanatik05.livejournal.com/26221.html    - 6 – Рококо
К середине XVIII столетия в противовес легкомысленному и чувственному рококо приходит неоклассицизм, живопись реалистичная и строгая, для которой характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, и главное – связь с классической традицией. Используя сюжеты античности, он привносит в живопись и современную историческую тематику, проповедует простоту и естественность, героизм и добродетели.

В России в XVIII веке ра­бо­та­ли мно­гие при­гла­шён­ные ев­ропейские порт­ре­ти­сты, что спо­соб­ст­во­ва­ло ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию русского портрета, уже с середины XVIII века под­няв­ше­го­ся на ев­ропейский уро­вень.
https://vanatik05.livejournal.com/26460.html   - 7-Неоклассицизм
Ко второй половине XVIII века в европейском и американском искусстве направления в живописи начали рождаться почти одновременно. Так в конце века во времена революционной ломки старого миропорядка, усталости от классических канонов, стремления к свободе и обновлению, интереса к внутренней духовной жизни человека рождается новый стиль – в европейском искусстве – романтизм.


«Романтический» портрет становится остро реалистичным, он не просто передает сходство с изображаемым человеком, а пытается отобразить всю гамму его чувств и настроений.
https://vanatik05.livejournal.com/27951.html -  8 – Романтизм.
В середине XIX века в недрах романтизма начинает рождаться и противостоять ему реализм. Его основными особенностями являются отражение социальных проблем общества, критическое отношение к событиям, подробное воспроизведение повседневной жизни, приземленность и правдивость.

Реализм отражал современность, сиюминутность – все то, что уже с успехом начинала воспроизводить фотография.
https://vanatik05.livejournal.com/28576.html - 9 – Реализм.
Появление фотографии, фотопортрета, способствовало освобождению художников от необходимости тщательного выписывания деталей, родилось новое направление - импрессионизм, об основных особенностях которого знает каждый человек, интересующийся живописью. Мас­те­ра французского им­прес­сио­низ­ма, а позже и европейского, стре­ми­лись за­пе­чат­леть в портрете из­мен­чи­вость об­ли­ка че­ло­ве­ка, его связь со столь же из­мен­чи­вой сре­дой, не рисовать точную копию, а реализовывать свои впечатления от личности.

https://vanatik05.livejournal.com/2017/11/17/ - 10 - Импрессионизм - 1
https://vanatik05.livejournal.com/29641.html    - 10 - Импрессионизм – 2
Если импрессионизм – это направление, стиль, то постимпрессионизм это – собирательный термин, который охватывает множество стилей, используемых художниками, большинство из которых раньше были импрессионистами или находились под влиянием импрессионизма. Наиболее ярко и наглядно он проявился в портретах Сезанна (который говорил, «Высшая цель искусства — это лицо»).

и в дра­ма­тических, нерв­но-на­пря­жён­ных портретах и ав­то­порт­ре­тах Ван Го­га, глу­бо­ко от­ра­зив­ших про­бле­мы нрав­ст­вен­ной и ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка. «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… Человеческая душа… гораздо интереснее» - говорил он.


https://vanatik05.livejournal.com/30170.html   Постимпрессионизм-1
https://vanatik05.livejournal.com/30375.html   Постимпрессионизм-2
На смену умиротворенному импрессионизму и неспокойному постимпрессионизму пришло еще более яркое, но на мой взгляд, более «необузданное» художественное направление – экспрессионизм. В полной мере экспрессионизм был порождением «сумрачного германского гения», расцветшего вдруг яркими красками, ломаными линиями, странными композициями, заглянувшего в душу зрителя, ужаснувшегося ее темным глубинам и вывернувшего их наизнанку.

Фотография в ту пору уже исполняла функции сохранения точного отображения персонажа, поэтому художественный портрет становится средством решения чисто художественных задач, отражает личный пристрастный взгляд художника на изображаемого человека, стремится эмоционально передать его внутренний мир, часто даже пренебрегая внешним сходством.
https://vanatik05.livejournal.com/31700.html -  12 - Экспрессионизм.
Следующее направление в искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Это сюрреализм, в котором провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного.

В портретном жанре художники – сюрреалисты стремились не к сходству, для них важно было отразить внутренний мир человека так, как они его себе представляли в своем воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы.
https://vanatik05.livejournal.com/31975.html    13 - Сюрреализм
Портретная живопись, как и живопись вообще, в России появилась намного позже, чем в странах Европы. Но она вобрала в себя все лучшее, что было уже наработано на Западе, и быстро догнала его, создав свой неповторимый образ «русского портрета», пройдя путь от иконописи через все направления за 4 века,

получив мировое признание в 19 веке, начав 20 –й блестящим «Серебряным веком», «русским авангардом»,

продолжив «соцреализмом», откинувшим живопись назад, но реабилитировавшись в творчестве русских художников второй половины 20 века, работавших в основном заграницей.


https://vanatik05.livejournal.com/32331.html    Русский портрет, 1-2,
https://vanatik05.livejournal.com/32620.html
https://vanatik05.livejournal.com/32859.html    Русский портрет, 3-4
https://vanatik05.livejournal.com/33025.html
В современном искусстве у портрета есть сильный конкурент – фотография, поэтому портретное сходство остается ее уделом, а тра­диционное вос­про­из­ве­де­ние внеш­но­сти и других ха­рак­те­ри­стик мо­де­ли пе­ре­ста­ёт быть основной це­лью живописного портрета, ведь изобразить вещи, как они есть, стало возможно одной вспышкой фотоаппарат аили телефона. Портрет ста­но­вит­ся по­лем для ху­дожественных экс­пе­ри­мен­тов, пре­вра­ща­ясь в са­мо­цен­ную ху­дожественную за­да­чу, не свя­зан­ную с изо­бра­жае­мой лич­но­стью. Поэтому актуально высказывание Марата Гельмана о том, что «в контексте позднего постмодернизма… портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив».

https://vanatik05.livejournal.com/35476.html
Хотя и сегодня есть художники, исповедующие принципы реализма, и зрители, желающие видеть точное изображение лиц и фигур, и заказчики, предпочитающие украшать стены своих домов не фотографиями, а живописными портретами членов своей семьи, отражающими полное сходство с оригиналом. Поэтому можно продолжить высказывание Гельмана, что «если рассматривать все актуальные практики сегодня, и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это скорее жизнь после смерти».
Все видеоролики к указанным в ссылках постам можно посмотреть на моей странице в YouTube:

https://www.youtube.com/user/vananik1/videos?view_as=subscriber&shelf_id=1&view=0&sort=dd



  • 1
Прекрасные итоги, получил большое удовольствие от вашей серии.

С Наступаюшим!

Спасибо! Мне приятно Ваше внимание. И Вас с наступающим! У нас только что Ханука закончилась, а "Нови год", как говорят израильтяне, только начинает входить в их календарь, они долго сопротивлялись ему - сдались! :) А с Иваном Нави мы стали виртуальными друзьями настоящими благодаря Вам, спасибо, он интересный, прочитала его книжку о Ван Гоге, читаю стихи, смотрела бронзу6 сложный, но интересный.

Да, книга о Ван Гоге у Ивана просто обнаженный нерв. Давно уже заметил, у хороших друзей их друзья тоже хорошие и интересные.

Новый год и в Америке и в Европе не является чем-то особенным, это в СССР его в нас имплантировали как самый главный праздник, и сделали это довольно успешно.

Да, но это было сделано для отвлечения народа от Рождества, а у нас, атеистов, осталось в памяти и душе. Моя внучка уже не обращает внимания на этот праздник, тут и своих праздников хватает. Мы елку не ставим, гостей не собираем, дети заходят, посидим, вкусно поедим, выпьем шампанского, встретим Новый Год и все - спать, но многие наши до сих пор отмечают шумно и долго в компаниях и ресторанах.

  • 1