vanatik05 (Nataly) (vanatik05) wrote,
vanatik05 (Nataly)
vanatik05

Category:

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 7. НЕОКЛАССИЦИЗМ.

«Главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому
подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект…»
И. И. Ви́нкельман.
К середине XVIII столетия публике да и самим художникам стал надоедать стиль рококо, о котором шел разговор в предыдущей главе. В противовес ему, легкомысленному и чувственному, приходит неоклассицизм, живопись реалистичная и строгая, для которой характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, и главное – связь с классической традицией. Неоклассицизм, используя сюжеты античности, привносит в живопись и современную историческую тематику, проповедует простоту и естественность, практически отказываясь от эротических сцен. На смену изнеженным героям и фривольным сюжетам века Людовика XIV приходят темы героизма и добродетели, подвигов и мученичества за идею в сочетании с простотой и естественностью выражения чувств.


В западном искусствоведении термин НЕОКЛАССИЦИЗМ используют в архитектуре и живописи по отношению к классицизму, возникшему во второй половине XVIII – первой половине XIX веков. Российские же искусствоведы под неоклассицизмом понимают ретроспективизм начала XX столетия (мы поговорим о нем позже в отдельной главе о русском портрете), но в этой работе используется западноевропейская терминология.
Большую роль в становлении этого стиля сыграл немецкий историк, искусствовед и критик Ви́нкельман (1717-1768),



заслуга которого заключается в том, что он первым обратил внимание на культурное значение классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе, призывал к уважению и изучению классического наследия.
Уже в позднем рококо можно видеть элементы нового стиля. Особенно четко это проявилось в портретных работах Шардена (о нем шел разговор в предыдущей главе).



Большое влияние на развитие стиля неоклассицизма оказали работы художников эпохи Возрождения и раскопки в Помпеях и Геркулануме, которые привлекли туда большое количество художников, оживили интерес к античному искусству и помогали точному воспроизведению археологических сведений о костюмах, архитектуре и классических произведениях искусства.
Особенно показательно творчество основоположника неоклассицизма немецкого эстетика и живописца Антона Рафаэля Менгса (1728-1779), сына саксонского придворного художника, получившего от отца прекрасное образование.



Вместе с отцом он жил некоторое время в Риме, был страстным поклонником Рафаэля, а вернувшись в Дрезден стал главным придворным художником и пользовался огромной популярностью у современников еще и потому, что он отказался от стиля рококо, преобладавшего в его родном городе Дрездене, и обратился к стилю старых исторических живописцев, следуя их строгости и умеренности.



Живя некоторое время в Испании, Менгс помог молодому начинающему художнику Франциско Гойе, оценив его талант, устроиться на работу в шпалерную мастерскую. В течение 12 лет (с перерывом) Менгс был придворным художником в Мадриде, его исторические работы не отличались выразительностью, а вот портреты считались глубокими и изысканными.



Большое влияние на формирование его взглядов в теории живописи оказал его близкий друг Иоахим Винкельман, считавший Менгса «величайшим художником своего времени», а современники видели в нем «нового Рафаэля», которого сам он боготворил. Но вскоре после смерти слава его угасла, его считали «холодным», хотя сам он называл себя первым неоклассицистом, а британо-американский историк искусства Генри Витткауэр написал о нем: «В конечном счете, он [Менгс] в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».
Одним из первых французских художников, откликнувшихся на новые тенденции в живописи, был Грёз Жан Батист (1725 – 1805), занимавший важное место во французской живописи как портретист.



В его портретах, особенно женских, еще проявляются отголоски рококо, но они полны сходства, выразительности и жизни. Чувственность у него сочетается еще с преувеличенным пафосом, а иногда идеализация натуры – со слащавостью, которая была присуща рококо.



Одна из лучших его работ в этом «переходном» стиле, на мой взгляд, - «Гитарист», отсылающая нас к творчеству фламандских живописцев, которым поздний Грёз подражал и которых мечтал превзойти.



Художник был очень популярен в свое время, удостоился похвалы Дидро, но к концу века он вышел из моды и до недавнего времени не был оценен по достоинству.
Французский живописец, с именем которого связан резкий стилевой перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия, Вьен Жозеф Мари (1716 – 1809), в ранний период своего творчества оставался в рамках рококо,



но в середине века одним из первых подхватывает идею привлечения в искусство античности, решительно переходит к нарождающемуся новому стилю.



Он становится директором Французской академии в Риме, первым королевским живописцем Людовика XVI, а Наполеон I назначает его сенатором, присваивает титул графа и командора Ордена Почетного легиона. В истории живописи Вьен занимает почетное место как один из основателей неоклассицизма и еще как учитель великого гения, самого яркого представителя неоклассицизма, основоположника так называемого революционного неоклассицизма во французской живописи – это Жак-Луи Давид (1748-1825).



Захваченный событиями Великой французской революции, Давид сочетал в своей бурной биографии художественную деятельность с революционной, был членом Конвента, участвовал в осуждении короля Людовика XVI на казнь, сам еле избежал гильотины только благодаря своей славе художника. В это время им была написана знаменитая трагическая работа, посвященная Марату, сочетавшая в себе черты портрета и исторической картины.



При Наполеоне Давид становится фактически придворным живописцем, продолжая интересоваться историей, он отражает и современные события, происходящие в империи, создает портреты политических деятелей, в первую очередь – императора Наполеона Бонапарта.



После разгрома Наполеона и возвращения Бурбонов к власти Давид был изгнан из Франции не только за свою верность Наполеону и прославление его в многочисленных портретах, но и за участие в революции, дружбу с Робеспьером и голосование за казнь короля в Конвенте. Он жил в Брюсселе,



продолжал писать и учить молодых художников, среди которых были Гро, Жерар, Энгр и многие другие.
Гро Антуан-Жан(1771–1835) уже с 14 лет становится учеником Давида при Академии художеств в Париже, а с 1793 года продолжает самостоятельное обучение и работает в Италии.



Знакомство в Генуе с Жозефиной, женой Наполеона, помогает ему стать при нем официальным живописцем батальных сцен. Он пишет патетические картины на темы сражений и побед французской армии и парадные портреты.



Главным героем портретов Гро был, разумеется, Наполеон. На этой картине отражена действительная сцена боя, когда Наполеон перехватив знамя, под градом пуль и картечи стал во главе своих войск и повел их за собой. В 1808 году Гро становится придворным художником, а после свержения Наполеона и бегства Давида из Франции возглавляет его студию, работая преимущественно в уже зарождавшемся тогда романтическом стиле.



Попытка в 20-е годы вернуться к неоклассицизму не принесла успеха, его имя стало забываться, он впал в депрессию и покончил с собой, бросившись в Сену.
Еще один талантливый ученик Давида - Жерар Франсуа (1770 - 1837), историк и живописец, ставший известным еще в молодости своими картинами на исторические сюжеты и портретами.



Слава пришла к нему после того, как Наполеон поручил ему написать свой портрет и изобразить Битву при Аустерлице. Но многофигурные картины на исторические темы не удавались ему так, как портреты. Именно портретная живопись была его настоящим призванием.



Самыми любимыми и удачными его моделями были светские женщины, он умел находить в каждой свою «изюминку», свою индивидуальность в сочетании с отражением в образе духа эпохи, конечно, слегка идеализируя их. Одним из лучших его портретов считается этот.



Художники, музыканты, известные политики и представители света долгие годы, около 30 лет, собирались в его салоне, многие из них получили известность именно благодаря Жерару, увековечившему их в своём творчестве.
Знаменитым историческим художником своего времени был Поль Деларош (1797-1856). Настоящее его имя было Ипполит, но закрепилось в истории живописи имя Поль, так его звали домашние. Его произведения на исторические сюжеты в академическом стиле принесли ему раннюю известность, он точен в описании костюмов, обстановки и бытовых деталей, но нам он интересен как портретист.



И тут он освобождается от влияния своего учителя Гро, под руководством которого работал 4 года, и становится поклонником идей нарождающейся романтической школы Эжена Делакруа, о которой мы будем говорить в следующей главе. Деларош не только пишет портрет исторического деятеля, но и через портрет рассказывает нам историю персонажа, передавая его чувства и настроение.



Главным произведением его жизни была огромная фреска (15,4Х4,5 м.), изображающая 75 великих художников прошлого, от древности (Фидий) до 17 столетия. Эта монументальная работа, не относясь собственно к портретному искусству, так красива и виртуозно исполнена, что я не могла не показать тут хотя бы ее фрагмент.



А закончить разговор о Поле Деларош хочу этим портретом, знаменитой в то время оперной певицы. Не правда ли, он прекрасен?



Еще одним учеником великого Давида был Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867), сын скульптора и миниатюриста, уже в 11 лет поступивший в Академию Тулузы. Он зарабатывает на жизнь портретами, утверждая, что «чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы».



Некоторые упрекали художника в «готичности», в нарушении академических правил, в изображении героев своих картин без малейшей идеализации, зато естественных и обладающих своей индивидуальностью.



Именно в портрете Энгр проявил себя великим мастером, умеющим передать не только красоту и живописность материалов, тканей, украшений и обстановки, но в «его портретах наряду с убедительной индивидуальностью проступает характерность, его портреты – это портрет эпохи»



В последние годы жизни Энгра изображения обнаженного тела прославили его лучшие работы, обнаженные фигуры всегда занимали очень важное место в его творчестве, он достиг совершенства в передаче тепла, линий и изгибов тел, но это, к сожалению, не наша тема. Хотя один из самых знаменитых примеров я хотела бы, все-таки, привести тут.



И еще одного художника этого направления, немецкого исторического живописца хочу упомянуть. Ансельм фон Фейербах (1829-1880), племянник великого Людвига Фейербаха уже сочетал в своем творчестве неоклассицизм с зарождающимся романтизмом.



Учился рисованию и живописи в Дюссельдорфской академии художеств, потом в Мюнхене, а получив стипендию князя Фридриха Баденского, продолжил обучение в Италии. В 1861 году он встретил Анну Ризи (известную как «Нанна»), которая в течение 4 лет была его постоянной моделью.



Его произведения, отличавшиеся простотой, строгостью композиции и высокой техникой, сравнивали с лучшими образцами классического греческого искусства.
Заканчивая тему портрета неоклассицизма, можно сказать, что в нем стало больше лёгкости, изящества, а также появились новые формы и интерпретации. Внимание художников завоевывает античность, с ее четкостью форм, реалистичностью и правдоподобием. Портрет теряет пышность и слащавость, приобретает строгость и величавость, отражает дух времени, идеи просвещения, события, связанные с Великой Французской революцией.
Как всегда, предлагаю посмотреть музыкальный клип по теме (в нем 77 репродукций, время просмотра - 8 минут) по адресу:



Ссылки: 1. http://www.arthistory.ru/neoclass.htm
2. http://ohudognikah.ru/content/david
3. http://smallbay.ru/alma_tadema.html
4. http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/112.htm
5. http://allpainters.ru/hudozhniki-po-alfavitu.html
Tags: Живопись, портрет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments