?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 4. Северное Возрождение.
vanatik05
"Я пишу, чтобы сохранить образы
человеческие после их смерти."

Альбрехт Дюрер.
Северное Возрождение - понятие, употребляемое для обозначения искусства стран Европы севернее Альп во времена, когда в Италии уже расцветал Ренессанс. Тогда в Нидерландах, Германии, Франции на духовную жизнь и соответственно культуру начала оказывать большое влияние Реформация - зарождение протестантизма. В искусстве можно было видеть не только утрату интереса к религиозной живописи и расцвет пейзажной и портретной, но и развитие бытового жанра, интерес к жизни простых людей, отказ от излишней пышности в архитектуре и живописи, стремление к строгости и простоте.



В то же время искусство Северного Возрождения связано с готикой, со стойкими средневековыми традициями, поэтому истоки его лежат еще в начале 15 века в творчестве нидерландских художников. Одним из самых известных был Ян ван Эйк (около 1390–1441), и он же был одним из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.



Его портреты еще отличаются готической "вытянутостью" форм и лиц, но правдиво и тщательно пытаются передать облик людей и их характер. Ян ван Эйк был первым художником в европейской живописи, создавшим парный портрет, в котором сумел выразить нежное отношение пары друг к другу, сложную символику и лиричность изображения.



Еще один художник раннего нидерландского Возрождения Рогир ван дер Вейден (около 1400-1464), сосредоточен в своих портретах на передаче внутреннего мира человека, его настроении. Мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека.



Его портреты еще аскетичны и лаконичны, в трехчетвертном повороте, с малым количеством деталей, взгляд не направлен на смотрящего, как правило, без какого-либо пейзажного или интерьерного фона, но эмоционально насыщенные и выразительные, художник явно симпатизирует своим моделям.



Одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, оказавшим большое влияние на развитие живописи и имевшим свой, совершенно уникальный живописный стиль, был великий Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен, около 1450/60–1516).



Искусство Босха возникло в условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов. Будучи еще в плену средневековых понятий, стараясь дать в своем творчестве всеобъемлющую картину мира, он тем не менее, стремился во вполне ренессансных традициях отразить процесс открытия земного мира и человека. Но в отличие от ренессансных художников, изображавших мир царством гармонии, порядка и красоты, Босх , изображая то, что прежде считалось недопустимым, внёс в отображение мира скепсис и отрицание, земное и адское у Босха переплетаются, порождение зла проникает повсюду, нигде зло не было таким причудливым и ужасным, нигде не было такого количества фантастических и злобных существ, как на его картинах.



У Босха практически нет портретов, его картины многофигурны, но каждая отдельная фигура и лицо настолько выразительны, гротескны, демоничны и характерны, что все они могут быть отдельными портретами, выражающими всевозможные человеческие эмоции. Его творения завораживают, будоражат воображение, не оставляют в покое какой-то своей неразгаданной тайной. Недаром Босха называют "отцом сюрреализма" - его идеи были подхвачены и творчески развиты через несколько столетий сюрреалистами, и в первую очередь Сальвадором Дали.
Еще один немецко-нидерландский художник Питер Брейгель Старший (около 1525 - 1569) тоже практически не оставил нам портретов,



но в каждом его многофигурном произведении, как и у Босха, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны. Мне удалось найти только три фрагмента картин, представленных в качестве самостоятельного портрета кисти Брейгеля. вот один из них.



Стоит сказать пару слов еще о двух нидерландских художниках, творчество которых явилось важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства с элементами маньеризма. Один из них - Питер Артсен (1508/09—1575), у которого были попытки внесения народного типа в портретный жанр и использование в нем натюрморта, позже ставшего таким популярным у нидерландских художников.



И второй - наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76), крупнейший представитель парадного, придворного портрета, мастер острых психологических решений, но в них тоже присутствуют элементы маньеризма.



В конце XV начале XVI века начался взлет немецкой ренессансной живописи и графики, которые еще сохраняли связь с готикой, были во многом схожи с нидерландскими, но несколько отставали от них, переживая те тяжелые социальные конфликты, что происходили в раздробленной и экономически отсталой Германии того времени. Немецких художников также больше, чем итальянцев, интересовали переживания человека, его духовная жизнь, психологические конфликты, его поведение в разных жизненных ситуациях. В их работах можно видеть личное отношение к миру, к изображаемым сюжетам и особенно к человеку в разных его ипостасях. Недаром поэтому наиболее продвинутым жанром в то время становится портрет. Центральное место в искусстве той поры принадлежало творчеству любимого мною, еще с детства знакомого по довоенному изданию книги сказок Шарля Перро с гравюрами Альбрехта Дюрера (1471–1528), великому живописцу, рисовальщику, граверу и теоретику искусства.



Предчувствие близящихся религиозных и социальных потрясений, настроения предреформационной эпохи, отразились в серии гравюр на тему Апокалипсиса (я писала об этом раньше тут: http://botinok.co.il/node/85457 ), и хотя это не по теме нашего сегодняшнего разговора, но один гравюрный портрет я хочу показать.



На рубеже веков на молодого Дюрера обратил внимание курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый и поручил ему написать свой портрет, а потом и многие нюрнбергские патриции давали ему заказы на портреты, в которых он продолжал североевропейские традиции: трехчетвертной разворот, чаще на нейтральном, иногда на пейзажном фоне, тщательное выписывание деталей, выразительность лица и глаз. Вот портрет хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга, чей настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз сразу привлекает к себе внимание, завораживает своей внутренней экспрессией, потрясающей выразительностью и живостью.



Фактически Дюрер является основоположником североевропейского портрета в качестве самостоятельного жанра. У него была очень привлекательная внешность, он это знал и гордился этим, в его автопортретах чувствуется даже некоторое самолюбование, возвышение своего статуса, которому по сословному положению он не соответствовал, но которого безусловно заслуживал своим талантом.



Особенно много портретов Дюрер написал в поздний период своего творчества, когда стал уже признанным художником, например, только за один год пребывания в Нидерландах он написал больше 100 портретов, которые не только приносили ему известность и славу, но и неплохой доход. Среди его моделей, однако, мы видим не только влиятельных придворных, богатых купцов, или даже самого императора Священной Римской империи, но и простых людей, и своих родственников.



Значение творчества Альбрехта Дюрера для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера» - это признание его гениальности и его роли в развитии не только немецкой, но мировой культуры.

В это же время в Германии работал еще один крупнейший художник, выдающийся портретист немецкого Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого - Лукас Кранах Старший (1472—1553) связавший свое творчество с задачами Реформации, чему способствовала и его личная дружба с Мартином Лютером.



Его ранние работы отмечены ренессансной остротой и свежестью восприятия мира, но в них только начинают появляться те мелкие детали и многоплановая композиция, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.



После 1520 года, Лукас Кранах становится все более знаменит и богат, он даже стал членом городского совета, исполняя должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Его кисть становится все более манерной и утонченной в угоду его многочисленным заказчикам, его бесконечные Адамы, Евы, Венеры и античные богини в обнаженном виде украшают стены богатых домов. Выполняя дипломатическую миссию, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III, Лукас знакомится с ней, видит в ней, как художник, идеал женской красоты, и с тех пор почти все его библейские и мифологические образы имеют внешние черты Сибиллы Клевской, "кранаховской женщины" — высокая блондинка, с миндалевидными глазами и острым подбородком, нежная и задумчивая.



Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны, его живописные работы продавались на аукционах 110 раз, рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов.
Еще одним великим немецким художником этой эпохи был Ганс Гольбейн (или Хольбейн) Младший (около 1497 или 1498-1543), ученик и сын Гольбейна Старшего.



Он начал свой путь в искусство в Базеле, где познакомился со многими учеными и гуманистами того времени и где создал серию портретов, отражающих их силу духа, достоинство и внутреннюю уверенность.



Долгое время, почти 15 лет в общей сложности, Гольбейн жил и работал в Англии, где подружился с Томасом Мором, а потом стал фактически придворным художником короля Генриха VIII, и там его талант портретиста расцвел в полную силу.



Его портретам присуще правдивое, иногда даже нелицеприятное отражение характера, филигранная тщательность в воспроизведении деталей, эмоциональная выразительность. Так получилось, что самую продуктивную часть своей творческой жизни Гольбейн провел в Англии, а не в Германии, возможно поэтому его искусство там не было широко известно. Но зато оно оказало огромное воздействие не только на развитие английского, но и всего западноевропейского портретного искусства. Благодаря и его кисти мы имеем целую галерею портретов сильных, смелых, передовых и целеустремленных людей эпохи.
Северное Возрождение во Франции имело свои особенности, связанные с противоречиями сложившейся в стране ситуации - длившейся до 1463 года Столетней войны, феодальной анархией и крестьянскими волнениями. Поэтому ренессансный гуманизм в живописи соединяется с элементами трагичности, религиозная идеология постепенно и все больше уступает место гуманистическим идеям. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученых, а также художников из Италии. Изысканное и изящное, хотя и несколько манерное искусство итальянцев оказало большое влияние на многих французских художников, например, на Жана Фуке ( ок. 1420 — 1481), из Тура.



Портреты в то время получили широкое распространение не только при дворе короля, но и в домах богатых придворных, местных богачей и даже купцов, при дворах местных владык.



Удивительно, что пользовавшийся успехом и популярностью при жизни, получавший множество заказов от знати и богачей, Фуке был совершенно забыт после смерти, и только возродившийся во времена романтизма интерес к средневековому искусству вернул нам этого художника в 19 веке.

Прекрасным портретистом был и Жан Клуэ Старший (1485 - 1540), придворный художник французского короля Франциска I. Интересно, что не сохранилось подписанных произведений художника, но по стилю и времени написания ему приписывают множество портретов, в основном представителей французского двора и знати.



До сих пор очень мало известно о жизни и происхождении этого художника. Прожив большую часть своей жизни во Франции, он не был французом и не был натурализован, жил в Туре, писал в основном портреты, его техника больше похожа на фламандскую школу (возможно, он родом из Брюсселя), с другой стороны в его работах чувствуется влияние портретного итальянского Возрождения, с третьей стороны некоторые его портреты показывают сходство с манерой Гольбейна.



И еще один французский художник, выходец из Нидерландов, которого надо упомянуть, Корнель де Лион (около 1500 - 1575), но сведения о его жизни очень скудны. Впервые его имя, скорее прозвище, данное ему по месту пребывания в то время (Лион) упоминается лишь в 1534 году.



Простые и искренние портреты Корнеля де Лиона отличаются умением раскрыть глубину внутреннего мира модели, правдивостью и естественностью поз, почти миниатюрным (величиной с почтовую открытку) исполнением и звучной цветовой гаммой, написаны они, как правило, на голубом или зеленом фоне.



Даже сегодня нельзя с полной уверенностью приписать ему ни один рисунок или портрет.
Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь, новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и "властелином природы", Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения, но оно не сложилось здесь в цельную стройную систему. Хотя в искусстве северных стран и было больше внутренней противоречивости, но очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, портрет стал полноправным отдельным жанром.
Как всегда, завершая тему "Портрет в живописи эпохи Возрождения", предлагаю посмотреть видеоролик к этой теме в сопровождении средневековой музыки, в котором можно увидеть около 100 работ упоминавшихся в текстах художников. Продолжительность ролика - около 11 минут.

Продолжение следует.
Следующая тема - Барокко.
Ссылки: 1. https://northernrenaissance.jimdo.com/
2. http://www.metmuseum.org/toah/hd/enet/hd_enet.htm
3. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_nord.html
4. http://smallbay.ru/renessnord.html
5. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

Последние записи в журнале



  • 1
Великолепное эссе, спасибо.

А самое большое впечатление на меня "Кухарка" произвела, столько экспрессии!

Спасибо Вам за интерес. Меня за последние 2 недели 2 раза блокировали тут по ошибке, потом 2 раза извинялись. Подумываю о переходе на другой ресурс..., но тогда ссылки в других местах не будут работать ... (:

Увы, народ в массовом порядке уходит из ЖЖ. Принятие новых правил, запрещающих политическую деятельность стало последней каплей.

Ссылки, если не закрывать аккаунт, должны работать.

Они сами могут закрыть, если 6 месяцев не будет активности. Ресурс удобен для того, чтобы ставить и хранить посты, но если ваш журнал блокируют, все ссылки исчезают, так у меня было. Посмотрим, основная активность моя в ФБ и еще одном местном ресурсе, но это чисто социальные сети.

великолепно! Огромное спасибо!

  • 1