?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса.
vanatik05
"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно."

Николай Заболоцкий. "Портрет"

Портретная живопись - очень обширная тема, портретный жанр в исторической ретроспективе является самым ранним, самым значимым проявлением в искусстве. Уже ранние наскальные рисунки первобытного человека, представляющие собой обведенные теневые силуэты профиля, можно считать портретами эпохи. А уж "фаюмские портреты", погребальные портреты, созданные в I-III веках в Египте и продолжающие видоизмененную под греко-римским влиянием местную традицию посмертных масок на мумии, поражают воображение своей выразительностью и реалистичностью.



Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (восковая живопись расплавленными красками) с обильным использованием сусального золота на древесной основе. Позже стали использовать загрунтованное полотно и темперную технику, с применение яичного желтка или животного клея.



По этим погребальным маскам (а их обнаружено в разных местах более 900) мы можем судить о том, как выглядели люди той эпохи, какой была мода, что они носили, какие у них были прически и украшения...
Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, когда художник был скован строгими религиозными правилами и надуманными церковными канонами. Живопись как таковая была ограничена религиозными сюжетами и изображениями всевозможных святых. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, художники не преследовали цели создать живое сходство с образом оригинала. Материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира духовного, поэтому художественную форму можно определить как "символический портрет" в иконографии и скульптуре.



Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, достигая своего расцвета в эпоху, именуемую Северным Ренессансом (об этом периоде поговорим отдельно позже).
Постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, иногда используя даже автопортреты.



Этот период и стиль в живописи принято называть "Проторенессансом" (дученто и треченто - 1200-1300 годы), возникшим в Италии, представителями которого были такие художники, как Томазо да Модена, Симоне Мартини, Тадео ди Бартотло, но самым известным его представителем считается Джотто ди Бондоне (1266- 1337).



Джотто можно назвать основателем итальянской школы живописи, сумевшим преодолеть иконописный стиль, использовать трехмерное пространство, светотень и иллюзию глубины. Основоположник современного искусствознания и художник Джо́рджо Ваза́ри (1511 - 1574) писал о Джотто: "И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни."



"Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников."
Можно сказать, что он был провозвестником взлета итальянской живописи вообще и портретной в частности, выразившегося уже в эпоху Раннего Возрождения (Кватроченто: 1420-1500). В этот период создавали свои шедевры Гирландайо, Гоццоли, Козимо Роселли , Мантенья, Бальдовинетти, Филиппино Липпи, Перуджино, Пьеро делла Франческа и Мазаччо. Реалистический портрет, родившийся в эпоху Ренессанса, обязан своим появлением зарождению гуманистической философии, признанию ценности внутреннего мира отдельного человека и распространению станковой живописи. Портрет очень быстро завоевывает популярность в придворной среде, где становится средством прославления государей и приближенных ко двору, великих людей страны или города.



В этот период часто можно видеть проникновение портрета в монументальную живопись на религиозную тему в качестве "скрытого" портрета, где в образе святых и библейских персонажей, изображались разные известные люди, так например, в "донаторских" портретах можно видеть лица донаторов (донатор -заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения), которые хотели быть запечатленными на память о своих благодеяниях, изображались они обычно коленопреклоненными и молящимися, чаще - строго в профиль.



Обычно портретные изображения располагались по краям картины или фрески, и их прототипами были выдающиеся современники, родственники правителей или сами художники, как на этом портрете Мазаччо.



Постепенно в "ренессансный"метод внедряется портретирование с натуры, и благодаря схожести с оригиналом все сильнее проявляется индивидуальность образа в произведении на религиозную тему. Савонарола (итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов) в одной проповеди упрекал художников, за то, что они в храмах изображают святых с лицами реальных людей, а молодые люди, видя тех на улицах, говорят: «эта — Магдалина, тот — Сан Джованни, вон та — Дева Мария».



Иногда, как например, в росписи Беноццо Гоццоли в капелле волхвов в Палаццо Медичи, можно увидеть мастерство в натуралистичной передаче лица, так как каждая голова на этой фреске соответствует кому-либо из членов семьи Медичи.



Еще одним важным новшеством в станковой портретной живописи стало появление пейзажного или интерьерного фона, в отличие от более ранних портретов на одноцветном, обычно черном, фоне. Этот прием особенно ярко проявился в период Высокого Возрождения, но впервые использовался именно в Раннем.



Наряду с появлением живописного фона меняется и положение фигуры или лица - привычное профильное изображение все чаще уступает место полуобороту и полному фронтальному положению, со взглядом, устремленным вдаль или на смотрящего.



Период Раннего Возрождения имеет решающее значения для развития портретной живописи, хотя и считается, что портреты эпохи Высокого Возрождения являются более важным этапом в развитии европейского портретного искусства. "Позже портретный образ будет богаче, сложнее и тоньше, иметь больше остроты и драматизма, но в нём будет не доставать радостного и сильного чувства первого открытия ценности человеческой личности, выражение в ней безмятежной гармонии индивидуального начала и типических черт". ( Гращенков В. Н.). Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения.)

Продолжение следует. Ссылки:
1. https://gallerix.ru/lib/portretnaya-zhivopis/
2. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8-
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327392
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0
5. http://smallbay.ru/protorenessans.html
6. https://en.wikipedia.org/wiki/Renaissance.

Последние записи в журнале



  • 1
Вообще,в среднвековье портреты таки были, хотя это были не портреты, а изображения так называемых донаторов.

Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро» (Sacra conversazione), Пинакотека Брера, Милан, 1472—1474 гг. Справа, на коленях — донатор, герцог Монтефельтро


Я написала о "донаторских" портретах и привела пример.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возн

Пользователь i_cool777 сослался на вашу запись в своей записи «ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса.» в контексте: [...] by at ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса. [...]

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возн

Пользователь sandr_digest сослался на вашу запись в своей записи «ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса. - vanatik05 » в контексте: [...] ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса. - vanatik05 (Nataly) [...]

  • 1